МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА 19 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА МЫТАРЕВА

ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

 

 

Комплексная краткосрочная программа организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Новое поколение»

 на базе МАОУ СШ 19  им. И.П. Мытарева,

 города Димитровграда

 

 


«Край родной, навек любимый,

как сохранить его таким!»

 

 

 

 

Димитровград, 2017 г.


Содержание программы.

 

 

 

Пункт программы

Страница

 

 

Информационная карта проекта

3-9

 

 

Пояснительная записка

10-12

 

 

Актуальность программы

13-14

 

 

Цель программы, задачи программы

14

 

 

Этапы реализации программы

15-16

 

 

Содержание деятельности

16-22

 

 

Материально техническое оснащение программы

23-24

 

 

Методическое обеспечение программы

24-25

 

 

Кадровое обеспечение программы

25

 

 

Ожидаемые результаты

26

Критерии и показатели эффективности реализации программы

27-28

Факторы риска

28

Приложения

29….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта проекта.

 

 

 

Полное название проекта (аббревиатуры расшифровать)

Комплексная краткосрочная программа организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Новое поколение» на базе  муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа  №19 имени  Героя Советского Союза  Ивана Петровича  Мытарева, города Димитровграда, Ульяновской области»  «Край родной, навек любимый, как сохранить его таким

Автор проекта (Ф.И.О. полностью)

Авторский коллектив:

ñ  Фролова Светлана Юрьевна учитель начальных классов, начальник лагеря;

ñ Кадырова Светлана Владимировна –учитель начальных классов, старшая вожатая ;

ñ  Мартыненко Татьяна Анатольевна – учитель ИЗО;

ñ  Алексеева марина Валерьевна – учитель музыки;

ñ Гусейнова Севич Алимовна – учитель английского языка;

ñ Кирюткина Ольга Александровна – учитель английского языка;

ñ Гришина Олеся Владимировна учитель физкультуры;

ñ Титова Ольга Васильевна социальный педагог;

Руководитель проекта (Ф.И.О. полностью)

Фролова Светлана Юрьевна, начальник лагеря,  тел. 89272737056,

e mail: ermileva.school19@gmail.com

География проведения проекта (населенный пункт, МО, регион)

Ульяновская область, город Димитровград

Юридический адрес организации (полностью по заявке)

(433505) Ульяновская область, город Димитровград, улица Московская, дом 73,

Телефон кодом)

тел. (884235)5-04-70, факс.(884235)5-04-70,

email: shkola19@mail.ru

Цель проекта

создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей в каникулярный период посредством формирования у детей экологической культуры и расширения их лингвистического кругозора

Задачи проекта

Ø сохранение и укрепление здоровья, профилактика распространенных заболеваний у детей, укрепление навыков здорового образа жизни;

Ø повышение экологической культуры учащихся, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на стремление к личному участию в практических природоохранных делах по защите окружающей среды родного края;

Ø создание условий для саморазвития каждого ребёнка, изучения разговорного английского языка;

Ø формирование чувства любви к малой родине на основе изучения культурного, исторического и природного наследия Ульяновской области и города Димитровграда;

Ø организация занятости и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-инвалидов и детей-сирот;

Ø создание условий для успешной психологической адаптации детей-сирот и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, к окружающему миру

Ø приобщение детей к социокультурным ценностям, развитие их творческого потенциала.

Направление проекта

ñ Естественно-научное (эколого-биологическое)

ñ Лингвистическое;

ñ Спортивно оздоровительное;

ñ Краеведческое

ñ Художественно-эстетическое.

Срок реализации проекта ( с датами)

02.06.2017 23.06.2017,

20.07.2017 – 09.08.2017  

Место реализации проекта (населенный пункт, МО. Регион)

Ульяновская область, город Димитровград

Официальный язык проекта

русский

Общее количество участников проекта:

- кадровый состав

- участник проекта (возрастные группы обязательно)

Кадровый состав:

ñ начальник смены - 1

ñ социальный педагог 1

ñ учителя физкультуры — 2

ñ медсестра 1

ñ музыкальный руководитель 1

ñ руководитель кружка- 5

ñ старшая вожатая — 2

ñ воспитатель — 22

ñ вожатые  волонтеры 22

ñ повар - 6

ñ технический персонал  - 2

участники проекта:

ñ - дети (учащиеся школ) с 6,5 лет до 18 лет;

ñ - дети следующих категорий:

дети с ограниченными возможностями здоровья,

дети-сироты,

дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

ñ 350 человек в 1 смену, 120 человек в 3 смену

География участников

Ульяновская область, район Мелекесский, город Димитровград

Условия участия в проекте детей (родительская плата, предварительный отбор и т. д.)

Муниципальный бюджет

Предполагаемые результаты (количественные, качественные)

Количественные результаты:

ñколичество обучающихся, родителей, педагогов принимающих участие в лагерной смене, 470 чел.;

ñколичество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, принявших участие в лагерной смене, 60 чел.;

ñдоля детей, участвующих в спортивных, культурных мероприятиях, в том числе  детей с ОВЗ, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%;

ñдоля детей, участвующих в экскурсиях, экологических десантах, благотворительных акциях, в том числе  дети с ОВЗ, дети-сироты, дети попавших в трудную жизненную ситуацию, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%;

ñдоля детей, изучающих разговорный английский язык в период смены, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%.

Качественные результаты (благополучие ребенка):

ñ Физическое отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям.

ñ Социальное оптимальная функционально-ролевая структура, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместной деятельности.

ñ Психоэмоциональное ребенок чувствует себя комфортно, владеет своим настроением.

ñ Умственное происходит развитие ребенка, то есть появляются изменения, новообразования.

Последействие проекта

ñ анализ данных социальной адаптации детей с ОВЗ, детей-сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;

ñ определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;

ñ анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами;

ñ составление отчетов по проведению благотворительных акций, экскурсий, экологических десантов;

ñ составление итоговой документации;

ñ проведение педагогического совета;

ñ обобщение передового педагогического опыта;

ñ коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей;

ñ анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом;

ñ определение перспективных задач.

Особая информация и примечания (сведения о ранее реализованных проектах, публикации в СМИ, благодарственные письма)

Ø    Школа — городской образовательный социокультультурный центр;

Ø    Школа — член международного проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО»;

Ø    Школа — научно-методический центр УИПК ПРО по теме «Здоровьеформирующая деятельность городского социокультурного центра: системный подход» (2010 — 2014 гг.);

Ø    Школа – экспериментальная площадка РИП по теме: «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в достижении учащимися личностных результатов» (2014-2017 гг.)

Ø    Школа занесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России — 2009г.»

 

Созданы и используются в учебно-воспитательном процессе авторские программы:

ñ   Программа по формированию системы интегрированного (инклюзивного) образования «Образование без барьеров»;

ñ   Программа компьютерного мониторинга физического состояния участников образовательного процесса;

ñ   Программа работы мультисенсорной комнаты по психологической адаптации участников образовательного процесса;

ñ   Программа организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания с участием детей с ограниченными возможностями здоровья «Лето равных возможностей»;

ñ   Программа организации летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания с участием детей с ограниченными возможностями здоровья «Культурные и духовные традиции народов Поволжья»;

ñ   Программа поликультурного, этнокультурного, патриотического воспитания учащихся.

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает  бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Лагерь с дневным пребыванием детей выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения  личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

 

Летний отдых сегодня это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.

 

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.

 

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лето   время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребёнка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.

 

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызвают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою малую родину?

 

Детство - это удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание на основе культурного и природного наследия  формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В соответствии с Законом "Об образовании" в Федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования патриотическое  воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Одной из возможностей ответить на поставленные вопросы и решить задачи воспитания обучающихся, мы считаем, может стать, смена летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Край родной, навек любимый, как сохранить его таким!"

 

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

 

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

 

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа летнего лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках летнего оздоровительного лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа летнего оздоровительного лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

 

Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания "Край родной, навек любимый, как сохранить его таким!" как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

 

Насыщенный досуг, приведет к обогащению и развитию духовного мира  детей разных категорий, а созидательная творческая деятельность вместе с другими сверстниками, в свою очередь будет способствовать сплочению. Педагоги нашей школы также могут помочь детям с ОВЗ, детям-сиротам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в освоении информационных технологий, в участии в благотворительных акциях, творческих и научных проектах. Ведь все необходимое для этого в нашей школе есть.

 

 

 

1.1.Нормативно правовая база программы:
1.
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
2.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
3.
Программа «Дети России», Указ Президента 18.08.94. 1996г.

 

4. «Закон об образовании в РФ»
5. Положение о структурном подразделении образовательного учреждения

 

«Лагерь с дневным пребыванием детей».

 

6. Режим дня оздоровительного учреждения ЛДП.

 

7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
9. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
10. Приказы Управления образованием.
11. Должностные инструкции работников.
12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
13. Заявления от родителей.
14. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
15. Акт приёмки лагеря.
16. Планы работы лагеря и кружков по профильным направлениям.

 

 

 

1.2. Организаторы программы: педагогический коллектив МАОУ СШ 19 имени И.П. Мытарева города Димитровграда

 

 

 

1.3. Участники программы:

 

ñ учащиеся школы;

 

ñ дети города Димитровграда,  различных районов Ульяновской области;

 

ñ дети с ограниченными возможностями здоровья;

 

ñ дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

 

ñ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

 

ñ дети различных учетных категорий.

 

 

 

II. Актуальность программы

 

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.

 

Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

 

Поэтому возникла идея проведения профильной смены летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Край родной, навек любимый, как сохранить его таким!» на базе МАОУ СШ №19 им. И.П. Мытарева города Димитровграда, где примут участие учащиеся школы, дети-сироты, дети, находящиеся на попечении, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию,  дети с ОВЗ.

 

Данный проект программы летнего оздоровительного лагеря направлен на изучение природного наследия города Димитровграда и Ульяновской области., развитие личности ребенка, умеющей решать проблемы в сотрудничестве, успешной и уверенной в себе, обладающей знанием, что в будущем поможет ей адекватно адаптироваться в условиях глобализации.

 

Изменения в общественной жизни повлекли за собой потребность в новых целях и задачах языковой подготовки. Поэтому очень важно, чтобы молодое поколение обладало глубокими знаниями в этой области, а также могло бы свободно изъясняться на разносторонние темы. Для решения данной проблемы программа лагеря содержит разнообразные виды занимательных заданий по изучению разговорного английского языка, которые помогут провести игровые занятия и организовать закрепление изученного материала в увлекательной форме. После окончания смены в лагере у школьников возрастет интерес к изучению английского языка. У них появится чувство удовольствия, радости, что облегчит процесс обучения иностранному языку в будущем.

 

Специфика программы заключается в том, что экологическое воспитание и обучение разговорному английскому языку осуществляются через деятельностные и творческие формы работы и сочетаются с отдыхом и мероприятиями, традиционными для школьного лагеря.

 

Уникальность данной программы состоит в возможности разностороннего реабилитационного воздействия на детей разных учетных категорий, которое складывается из следующих составляющих:

 

Оздоровление: (игротерапия,  режим, питание, мероприятия на свежем воздухе);

 

Социально-коммуникативная реабилитация: изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп; изменение социальной роли;

 

Социально - бытовая реабилитация: (деятельность, направленная на уход за собой и организацию быта);

 

-Социально - средовая реабилитация: (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания, также и информационной);

 

- Социально - психологическая реабилитация: (социальная активизация в процессе занятий, трансформация мировоззрения (изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений), повышение собственной самооценки);

 

  Социально - культурная реабилитация: (экскурсии, концерты, конкурсы, посещение театра и кино);

 

  Социально - педагогическая реабилитация:

 

входная, итоговая диагностика;

 

обучение творческой деятельности в малых группах с помощью ИКТ;

 

дифференцированные задания.

 

 

 

2.1. Цель программы

 

создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей в каникулярный период посредством формирования у детей экологической культуры и расширения их лингвистического кругозора.

 

 

 

2.2. Задачи программы:

 

Ø сохранение и укрепление здоровья, профилактика распространенных заболеваний у детей, укрепление навыков здорового образа жизни;

 

Ø повышение экологической культуры учащихся, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на стремление к личному участию в практических природоохранных делах по защите окружающей среды родного края;

 

Ø создание условий для саморазвития каждого ребёнка, изучению разговорного английского языка;

 

Ø формирование чувства любви к малой родине на основе изучения культурного, исторического и природного наследия Ульяновской области и города Димитровграда;

 

Ø организация занятости и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-инвалидов и детей-сирот;

 

Ø создание условий для успешной психологической адаптации детей-сирот и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, к окружающему миру

 

ñ приобщение детей к социокультурным ценностям, развитие их творческого потенциала.

 

 

 

2.3. Этапы реализации программы

 

Реализация комплексной программы подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.

 

Подготовительный этап 1 этап, характеризуется подготовкой к смене.

 

Основные виды деятельности:

 

- разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен;

 

- подбор методического материала на основе учета тематики смен и контингента обучающихся;

 

- оформление помещений;

 

- обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками;

 

- формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для формирования детей разных категорий и их родителей;

 

- психолого- педагогические семинары  по работе с детьми с ОВЗ, для педагогического коллектива, (помощников организаторов досуга);

 

- привлечение дополнительных кадров для реализации цели и задач комплексной программы;

 

- установление информационных стендов для обучающихся, родителей;

 

-  утверждение программ ОУ, рассмотрение на педагогическом совете;

 

- рассмотрение программ на Совете старшеклассников;

 

- размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на

 

школьном сайте.

 

Организационный этап 2 этап (3-4 дня)

 

Основные виды деятельности:

 

- встреча детей, распределение по возрасту и полу, формирование детских коллективов;

 

- знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря;

 

- изучение патриотических установок и гражданской позиции;

 

- организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья;

 

- проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности;

 

- привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, студии по интересам и различные виды КТД;

 

- создание органов самоуправления;

 

- открытие смены.

 

Основной этап 3 этап непосредственная реализация программы.

 

Основные виды деятельности:

 

- реализация основной идеи программы;

 

- организация деятельности органов самоуправления;

 

- проведение познавательных, развлекательных, творческих, спортивно- массовых мероприятий;

 

- проведение благотворительных акций, экологических десантов;

 

- ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей со стороны педагогов, медицинского работника, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники наблюдения;

 

Заключительный этап   4 этап  - подведение итогов смены.

 

Основные виды деятельности:

 

- подведение итогов работы органов самоуправления;

 

- награждение наиболее активных участников смены;

 

- выставка творческих  работ учащихся;

 

- проведение итогового профильного мероприятия

 

- итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика уровня развития социальной активности личности, заполнение карты здоровья отдыхающего с рекомендациями для родителей.

 

Постлагерный этап 5 этап рефлексия.

 

- анализ данных психолого-педагогических диагностик,

 

- определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;

 

 - анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами;

 

- составление итоговой документации;

 

- проведение педагогического совета;

 

- анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей;

 

- обобщение передового педагогического опыта;

 

- коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей;

 

- анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом;

 

-                   определение перспективных задач.

 

 

 

III. Содержание деятельности

 

Программа «Край родной, навек любимый, как сохранить его таким включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, оздоровления, воспитания детей разных категорий в условиях лагеря.

 

Основная идея программы – представление возможностей для раскрытия  творческих, интеллектуальных способностей ребенка, воспитание любви к малой родине на основе идей сохранения культурных и природных памятников родного края, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

 

Проблема, над которой работают воспитатели лагеря: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся на основе средств педагогики путем внедрения личностно-ориентированных и игровых технологий”.

 

Продолжительность смены - 18 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве по 25 человек в отряде. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает старший воспитатель.

 

Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, изучению и совершенствованию разговорного английского языка, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

 

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.

 

 

 

Принципы организации летнего отдыха и занятости школьников:

 

Ø принцип природосообразности- учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха;

 

Ø принцип успеха и поддержки- создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием;

 

Ø принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).

 

 

 

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:

 

  • физическое оздоровление школьников;
  • сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников;
  • развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков;
  • содействие социализации учеников.

 


3.1. Работа лагеря строится по следующим направлениям:

 

·         Физкультурно-оздоровительное;

 

·         Естественно научное (эколого-биологическое);

 

·         Лингвистическое

 

·         Художественно-эстетическое  направление.

 

 

 

3.2. Используемые формы и методы:

 

Индивидуальные и коллективные формы работы, а также традиционные и нетрадиционные методы:

 

ñ беседа;

 

ñ наблюдение;

 

ñ поручение;

 

ñ конкурсы рисунков;

 

ñ праздники;

 

ñ экскурсии;

 

ñ экологические десанты;

 

ñ метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;

 

ñ метод КТД;

 

ñ метод игры (игры отбираются педагогами в соответствии со спецификой детского контингента и поставленной целью);

 

ñ методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

 

ñ методы состязательности (распространяется на некоторые сферы творческой деятельности).

 


3.3. Содержание направлений.
Естественно научное  направление  (эколого-биологическое):

 

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной частично-поисковой работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

 

Теоретическая часть программы экологического лагеря  формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

 

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевые игры, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве  школы. Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

 

Позиция ребенка: “Я хочу это сделать сам, я уже делал что-то подобное, не надо мне помогать, я попробую догадаться”
Алгоритм действия: Мышление – Изделие – Польза.
Душа – Результат – Радость.

 

Лингвистическое направление

 

30 минут в день будут посвящены изучению английского разговорного языка. Каждый отряд будет получать видеоматериал и слова одной темы для изучения. Выучив слова, высказывания на английском языке, дети за свои знания в специальном магазине будут получать жетоны. Из жетонов собирается в отряде солнышко, на котором будет виден вклад каждого ребёнка в отрядные достижения. По итогам смены будет награждён отряд и  дети в каждом отряде, набравшие большее количество жетонов.

 

 

 

Физкультурно-оздоровительное направление

 

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

 

Знаю, могу, делаю, стараюсь.

 

 

 

Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);

 

Ø Спортивные игры на стадионе;

 

Ø Подвижные игры на свежем воздухе;

 

Ø Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

 

Ø Народные игры

 

Ø Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

 

Ø Беседы и информационные стенды, плакаты («Первая помощь при укусе насекомым»; «Чем опасны клещи»; «Где ты найдёшь витамины»; «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»; «Помоги своему зубу»).

 

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут в стиле флешмоба: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

 

Подвижные  народные игры, малые олимпийские игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

 

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

 

 

 

Виды работ:

 

1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей: оперативный контроль со стороны воспитателей и медиков; профилактические и лечебные мероприятия.

 

2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих: спортивно- массовая работа: танцевальные занятия, работа спортивных секций; обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; открытие форточек, обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.

 


Художественно – эстетическое направление

 

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

 

Ø Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность;

 

Ø Прикладное творчество;

 

Ø Вокально-хоровое пение;

 

Ø Конкурсные программы;

 

Ø Творческие конкурсы;

 

Ø Игровые творческие программы;

 

Ø Концерты; праздники;

 

Ø Творческие игры;

 

Ø Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

 

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии, которые могут решать социальные проблемы.

 

 

 

Принципы организации педагогического процесса:

 

1. Гуманистической направленности.

 

2. Связь с жизнью и практикой (практическая напраленность).

 

3. Организационный принцип: последовательности и систематичности.
4. Научности
5. Наглядности.
Принципы управления деятельностью воспитанников:
1. Активность детей.
2. Доступность и посильность.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Прочность и действенность результатов.
Основные “законы” воспитанников:
1. Все связано со всем.
2. За все надо платить?.
3. Человек - часть природы, а не её властелин.
4. “Правой руки”.
5. “Умного поведения на природе”.


 

 

IV. Материально техническое оснащение программы.

 

 

 

Материально техническая база

Применение

Источник финансирование и материальная база

Ответственный

1

Кабинеты

Комната отдыха, игровая комната,

специализированные кабинеты химии и биологии для выполнения практических и лабораторных работ.

Материальная база школы,

внебюджетные  средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

2

Спортивные залы

Занятия спортом, спортивные состязания, занятие секций, спортивные и народные игры, секции

Материальная база школы

(5 спортивных залов)

Спортивный руководитель

3

Библиотека

Беседы, библиотечные занятия, викторины.

Материальная база школы

библиотекарь

4

Актовый зал

Праздничные мероприятия, концерты, спектакли

Материальная база школы

Музыкальный руководитель, старшая вожатая, воспитатели

5

Спортивные площадки (волейбольная. Баскетбольная), футбольное поле

Проведение общелагерных

игр на

воздухе, спартакиады,

спортивные

состязания, спортивные

секции

Материальная база школы

Спортивный руководитель, воспитатель, начальник лагеря

6

Школьный двор

Линейка, отрядные

дела, игры

путешествия, конкурсы

рисунков

Материальная база школы

Спортивный руководитель, воспитатель, начальник лагеря

 

 

 

Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией школы через еженедельные планерки, посещение мероприятий, анкетирование и собеседование с родителями и детьми.

 

 

 

V. Методическое обеспечение программы.

 

Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:

 

-методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение );

 

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);

 

- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);

 

- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).

 

Реализуемые программы:

 

-       Программа развития муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школы 19 имени Героя Советского Союза Ивана Петровича Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» на 2017 2020 годы»;

 

-       Целевая программа «Народные подвижные игры в образовательном процессе с использованием мягкого спортивного - модуля» (рецензия зав.кафедрой педагогики и психологии ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, доктор педагогических наук, доцент Лукьянова М.И., 2012г);

 

-       Программа естественно -научного курса для организации занятий в детском летнем пришкольном  лагере с дневным пребыванием «Умелые ручки»;

 

-       Программа лингвистического  курса для организации занятий в детском летнем пришкольном  лагере с дневным пребыванием «Весёлый  английский  язык»;

 

-       Программа художественно-эстетического курса для организации занятий в детском летнем пришкольном  лагере с дневным пребыванием «Художник -эколог»;

 

-       Программа художественно-эстетического  курса для организации занятий в детском летнем пришкольном  лагере с дневным пребыванием «Нам песня строить и жить помогает»;

 

 

 

В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет. Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми – сиротами.

 

 

 

VI. Кадровое обеспечение программы.

 

ñ начальник смены - 1

 

ñ социальный педагог 1

 

ñ учителя физкультуры — 2

 

ñ медсестра 1

 

ñ музыкальный руководитель 1

 

ñ руководитель кружка- 5

 

ñ старшая вожатая — 2

 

ñ воспитатель — 22

 

ñ вожатые  волонтеры 22

 

ñ повар - 6

 

ñ технический персонал  - 2

 

 

 

VII. Ожидаемые результаты.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД

 

Личностные УУД:

 

- формировать познавательный интерес;

 

- оздоравливать и укреплять своё здоровье;

 

Предметные УУД:

 

- познакомить с природным наследием Ульяновской области;

 

- знать нормы поведения на природе и уметь бережно к ней относиться к ней;

 

- научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;

 

- выполнить проекты о лекарственных растениях Ульяновской области и животных родного края, занесённых в Красную книгу;

 

- создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.

 

Метапредметные УУД:

 

- уметь работать с информацией;

 

- развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность;

 

- повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность;

 

- приобретать практические экологические и природоохранные навыки;

 

- формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками;

 

- развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;

 

- уметь соблюдать правила поведения на природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране природы родного края.

 

 

 

Количественные результаты:

 

ñколичество обучающихся, родителей, педагогов принимающих участие в лагерной смене, 470 чел.;

 

ñколичество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей сирот, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, принявших участие в лагерной смене, 60 чел.;

 

ñдоля детей, участвующих в спортивных, культурных мероприятиях, в том числе  детей с ОВЗ, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%;

 

ñдоля детей, участвующих в экскурсиях, экологических десантах, благотворительных акциях, в том числе  дети с ОВЗ, дети-сироты, дети попавших в трудную жизненную ситуацию, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%;

 

ñдоля детей, изучающих разговорный английский язык в период смены, от общего количества детей, зачисленных в лагерь, 100%;

 

ñ количество творческих работ представленных на конкурсы и выставки.

 

Качественные результаты (благополучие ребенка):

 

ñ Физическое отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям.

 

ñ Социальное оптимальная функционально-ролевая структура, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместной деятельности.

 

ñ Психоэмоциональное ребенок чувствует себя комфортно, владеет своим настроением.

 

ñ Умственное происходит развитие ребенка, то есть появляются изменения, новообразования.

 

 

 

VIII. Критерии и показатели эффективности реализации программы.

 

 

 

Критерии

Показатели

методы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья

1.Соблюдение режима дня.

2. Сбалансированное питание.

3. Участие детей в спортивно-

массовых мероприятиях.

4. Эффективность целостного

здоровья детей и

подростков. % детей посетивших:

бассейн,

5. Количество детей, получивших

оздоровительный

эффект от предоставленных

медицинских

услуг.

1. Анкетирование.

2. Диагностика, компьютерный мониторинг индивидуального

здоровья детей и

подростков.

3. Качество питания.

4 .Собеседование.

5. Отсутствие травм.

Формирование социально активной личности

1.Реализация творческих

способностей ребенка.

2. Правовое самосознание

детей и подростков разных

категорий.

3.Соответствие услуг системы

дополнительного

образования потребностям

и интересам детей.

1. Количество и качество

проводимых познавательных,

развлекательных,

социально- значимых

мероприятий.

2. Личная заинтересованность

(% участия детей

и подростков) в организации

и проведении

КТД.

3. Количественный показатель

участия детей в

студиях и кружках.

4. Реализация социальнозначимых

проектов.

1.Анкетирование.

2. Наблюдение.

3. Итоговая выставка детских,

творческих работ.

4. Навыки самообслуживания.

5. Участие в заключительном

гала-концерте.

6. Рейтинги популярности

творческих мероприятий,

клубов, студий.

7. Диагностирование

 

 

 

IX. Факторы риска.

 

 

 

Фактор риска

Меры профилактики

низкая активность детей в реализации

программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

недостаточная психологическая

компетентность воспитательского

коллектива

Проведение инструктивно- методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

 

 

 

XI. Приложение.

 

 

 

11.1. Режим работы лагеря:

 

8.00 - 8.30 встреча детей.

 

8.30 8.45 зарядка (проводят учителя физической культуры).

 

8.45 9.00 утренняя линейка (объявление плана работы на день).

 

9.00 9.30 завтрак

 

9.30-  9.45-  «Минутка здоровья» (проводит медицинский работник).

 

9.45 – 11.00 – экологический час (общелагерные и отрядные мероприятия по плану)

 

11.00-11.30- «Веселый английский»

 

11.30 12.30 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия в кружках по интересам с воспитателями и педагогами дополнительного образования , подготовка к творческим мероприятиям, познавательные игры, праздники, беседы, экскурсии).

 

12.30 13.00 свободное время, тихие игры.

 

13.00 13.30 обед.

 

13.30 14.00 подведение итогов, планирование работы на следующий день.